Дорогие братья и сестры!
Поздравляем вас с праздником Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! В сегодняшнем письме мы отвечаем на наиболее часто задаваемые нашими читателями вопросы, касающиеся содержания данного праздника.
Об этом событии нам известно из Предания Церкви. Это событие отражено в святоотеческой литературе (например, «Слово на Введение во Храм Пресвятой Богородицы, святителя Германа, патриарха Константинопольского»), в православной гимнографии, православной иконографии.
По некоторым оценкам начало традиции празднования этого события восходит к VI веку. В VIII веке праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был отмечен в ряде месяцесловов. Предполагается, что на ранней стадии формирования традиции празднования этого события служба на Введение Богородицы во Храм совершалась без особой торжественности.
Родители Богородицы, исполняя обет посвятить своего Ребенка Богу, привели свою Дочь Марию в Иерусалимский Храм в трехлетнем возрасте.
На иконах Введения рядом с Марией, помимо Ее родителей, свв. Иоакима и Анны, нередко изображаются девы с зажженными свечами в руках. По преданию девы сопровождали Богородицу по дороге из Назарета в Иерусалим. Согласно некоторым источникам, они шли впереди многолюдной процессии – в белых одеяниях с пением псалмов, держа в руках зажженные свечи.
Смысловым центром композиции икон Введения Пресвятой Богородицы во Храм является фигура Девы Марии. Несмотря на то, что на иконах этого типа Она изображается в значительно меньших размерах, чем фигуры взрослых людей (что указывает на Ее детский возраст), Ее мимика, жесты пишутся соответствующими мимике и жестам взрослого человека. Этим подчеркивается, что Дева Мария осознанно и свободно посвятила Себя служению Богу. На иконах данного типа Она, как правило, бывает представлена в облачениях, напоминающих те облачения, в которых Она изображается на иконах во взрослом возрасте. Одним из элементов облачений Богородицы традиционно служит мафорий (плат). В древности плат был одеждой замужних женщин. На плате Пресвятой Богородицы изображается звезда, а еще две звезды изображаются в зоне Ее плеч: три звезды – символ Ее приснодевства (до Рождества, в Рождестве и после Рождества).
Согласно иконографическим традициям и канонам, для того, чтобы обозначить то или иное здание на иконе, включая Храм, не обязательно в точности воспроизводить его внешний вид, подобно тому, как здания изображаются на картинах. Можно воспроизвести его символически. Так, собственно, символически, изображается и Иерусалимский Храм.
Да. Пресвятая Богородица была встречена и благословлена первосвященником. Существует предание, согласно которому, этого первосвященника звали Захарией. Некоторые исследователи считают, что этим первосвященником был отец св. Иоанна Крестителя, которого, согласно Писанию, звали Захарией.
Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывание при Иерусалимском Храме, продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет, по другим данным – 14 лет, то есть до достижения Ею возраста, считавшегося у евреев совершеннолетием (для девушек). Затем Богородица, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.
Согласно Священному Преданию, находясь в Иерусалимском Храме, Пресвятая Богородица обучалась Закону Божию и рукоделию, читала Священное Писание молилась и постилась.
О Введении во Храм Пресвятая Богородица писали многие святые. Среди них отметим сочинение «Сказание о Входе во Храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», составленное в конце XVII века святителем Димитрием Ростовским, и наиболее полное богословское толкование праздника Введения, составленное святителем Григорием Паламой в XIV веке – «Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы».