О храме

Историческая справка на церковь Михаила Архангела в Норском, 2-ая Краснохолмская улица, 7а.

Село Норское располагалось на правом берегу реки Волги в устье ее притока - речки Верхняя Нора (Малая нора, позднее Галка), севернее Норской слободы (позже Норского Посада) к северо-западу от исторического центра города Ярославля.

По преданию. Норское возникло в ХШ веке, как рыбацкое селение в устье реки Норы. Уже в ХУ в. Норское упоминается в числе богатых цветущих промышленных рыбных слобод. По царским грамотам ХУП века Норская слобола проходит как Дворцовая Рыбная Ловецкая слобода.(1)

Первое известное документальное упоминание о селе Норском на правом берегу Волги рядом с Норской слободой обнаружено в грамоте великого князя Василия Ивановича 1508 года «о разъезде земли монастырского Давыдовского села, Норского села и Щеглевские деревни», в которой оно названо великокняжеским. (2)

По документам ХУШ-Х1Х веков в селе Норском одновременно несколько владельцев. Это представители известных фамилий: Алябьевы, Тихменевы, Тормосовы, Мухины, Михалковы, Бухвостовы, Тюрины, Голохвастовы. (3)

Первое упоминание о церкви Михаила Архангела – в «грамоте Государя царя и великого князя Михаила Федоровича» 1627г., в которой фигурирует «Норской волости села Норского разных помещиков поп», а в «письме и межеваньи Мирона Тимофеевича Хлопова» того же 1627г. «престольная земля Михайла Архангела села Норского». (4)

Общепризнанной датой постройки каменной холодной церкви Михаила Архангела с теплой трапезой и колокольней считается 1748 год. Эта дата указана в нескольких клировых ведомостях и справочниках 19 века. «Надпись на храмозданном кресте, хранящемся ныне в алтаре, сообщает, что 8 ноября 1728 года «ростовской соборной церкви клучарем Трофимом Герасимов(ым)» по благословлению. Архиепископа Арсения(Мацеевича) «освятится жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…Собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил». (5)

Однако в «Документах об осмотре церквей по Ростовской епархии архимандритом Спасо-Ярославского монастыря Иосифом 04.06.1747-30.07.1747» записано: «В селе Норском церковь Архангела Михаила каменная имеется не освящена. В той же церкви имеется придел Благовещения Пресвятой Богородицы не освящен же. В означенной же

Архангельской неосвященной церкви находится освященный придел в трапезе во именование Николая Чудотворца, в нем святой престол колеблется, на котором именно служение отправляют.» и приписка: «Престол сделать новый и требовать ото всех посвящения». (6)

В прошении к преосвященному Арсению, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, попа церкви Архистратига Михаила села Норского Андрея Афанасьева с приходскими людьми и полковником Афанасием Ивановым сыном Алябьевым (один из владельцев села Норского) 03.07.1747 года указано: « В означенном селе Норском имеется новопостроенная каменная церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы со всяким церковным приличным украшением, да при той же церкви имеются построенные на том же основании два предела первой во имя Архистратига Михаила, второй во имя Николая Чудотворца теплой, которой по указу преосвященного Иоакими архиепископа данному в прошлом 1732 году мая в 7 день и освящен, а оная настоящая церковь со вторым пределом имеются еще не освящены.» Своеручная резолюция митрополита Арсения на этом прошении гласит: «Благословляем показанныя церкви святить…выдать новые святые антиминсы…в Николаевской церкви престол сделать новый и по делании требовать онаго освящения». (7)

        Следовательно, с 7 мая 1732г. Теплая церковь с приделом Николая Чудотворца уже функционировала. В исповедных росписях 1737г и 1740г по селу Норскому – указана церковь Михаила Архангела с двумя священниками. (8)

Клировых ведомостей ХУШ века, из которых можно было бы узнать точную дату постройки и освящения церкви, в ГАЯО на хранении нет.

По клировому рапорту священника церкви за 1809 год  «В оном селе церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделами 1-й Архистратига Михаила, 2-й-Николая Чудотворца каменная состоит в твердости, утварью и благолепием довольна.» (9)

В клировой ведомости 1823г священник добавляет: «планы межевые книги при церкви иимеются и в книгу исторических достопамятностей по Указу из Ярославской духовной консистории от 10.09.1819г внесены». В приходе 143 двора в с.Норском (владельцев Мухина, Попова, Тормосова, Михалкова, Бухвостовой) и 16 деревень, всего 1701 душа. (10)

По данным 1844г в церкви уже 4 престола, в приходе 176 дворов с.Норского, а всего 1759 прихожан. (11)

В документах 1846-47 гг выписки из описи церковного имущества 1818г с пометами о перемещении в придел Казанской Божией Матери. (12)

В формулярной ведомости Благочинного Ярославского уезда Норской слободы Троицкой церкви священника Иоанна Немирова за 1855 год церковь Архангельская в селе Норском «зданием каменная с таковою же колокольнею крепка. Престолов в ней 4, в настоящей холодной 2: 1-Благовещения Пресвятой Богородицы, 2-в приделе холодном же – во имя Архистратига Михаила, в трапезе той церкви теплой два же: в приделе 1-м во имя Казанской Божией Матери и 2- во имя Николая Чудотворца. Утварью достаточна…Земли при сей церкви 36 десятин; из коей усадебной 780 кв.сажен, пашенной 27 дес.624кв. сажен, сенокосной 1 десятина 320 кв. сажен. Домы у священнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле...Опись церковного имущества есть, сделана в 1847 г." (13)

В «историко-статистическом обозрении» Крылова (1861г) время основания церкви Св.Архистратига Михаила села Норского отнесено к 1748 году. Престолов в ней 4. Прихожане жительствуют в 17 селениях. Всего домов 283. (14)

Клировые ведомости 1864,1876, 1887, 1890, 1894 годов повторяют уже известные сведения о церкви. (15)

В 1900г священник Платон Александрович Розов указывает, что «церковному старосте (с 1896г) крестьянину с.Норское Степану Павлову Жирнову в 1898г 13 июля преподано Архипастырское Его высокопреосвященства благословление за пожертвование им из собственных средств 365 руб. и приобретение от других лиц 575 руб. (всего 940) на приобретение для местной церкви 3-х паникадил, 8-местных подсвечников, устройство новых клиросов и позолоту 5 риз на местных иконах». (16)

В 1908г «Михайло-Архангельская церковь приходская, каменная, холодная, в связи с ней теплая трапеза, прочная. В холодной престолы: 1 во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (25 мар.), 2 во имя Архистратига Михаила (6 сентяб.), в трапезе теплой престолы: 1 во имя Казанской иконы Божией Матери (8-го июля и 22 октября), 2 во имя Святителя и Чудотворца Николая (9 мая и 6 декабря). Построен храм в 1748 году тщанием прихожан. В приходе чтится: икона Казанской Божией Матери. Икона эта по преданию уцелела от пожара деревянной церкви, существовавшей до построения каменной. Письмо иконы, по заключению мастеров, нужно отнести к ХУП столетию. Сребропозлащенный крест с 20-ю частями св.мощей Угодников Божиих. Земли 36 десятин. Дома имеются для священника и псаломщика. Прихожане в 10 деревнях и в селе Норском. Село расположено на правом возвышенном берегу Волги. Адрес: «Норская мануфактура». В селе земская школа.» (17)

В клировых ведомостях священника церкви о.Платона(Розова) за 1912 год указано, что церковь крыта железом. Приход-село Норское 177 домов и 10 деревень. Всего 297 домов. (18)

В 1915 году церковь «зданием каменная с таковою же колокольнею в одной связи, крыта железом. Дом священника деревянный на церковной земле, построен тщанием прихожан в 1873 г, псаломщика в 1895г-собственность церкви. Опись церковному имуществу заведена с 1857г, хранится в целости, проверена в 1903.

Староста церкви крестьянин Степан Павлов Жирнов с 1896г. 06.05.1907г награжден золотой медалью за заслуги по церковному ведомству. Приход: с.Норское 189 дворов, 10 деревень. Всего 313 дворов.» (19)

На 01.01.1934г церковь числится в списке действующих церквей по Ярославскому району под № 37.(20)

В книге Марова В.Ф. приведен план церкви и рисунок южного фасада, дано архитектурное описание церкви: «Храм пятиглавый, трапезного типа (в плане 13х40м), с шатровой колокольней над западным притвором. По композиции он напоминает церковь Николы Рубленого, но значительно проигрывает ей в изысканности пропорций. Основной куб церкви имеет два ряда окон, оформленных традиционными наличниками из тонких полуколонок с килевидным завершением. Под скатной крышей проходит пояс ложных закомар. Небольшие главы покоятся на глухих барабанах и носят чисто декоративный характер. Карнизы на трапезной и апсидах украшены поребриком, цоколь отмечен валиком. Колокольня, квадратная в нижнем ярусе, с восьмигранным ярусом звонов, завершается невысоким шатром с двумя рядами слухов. Вытянутые арки звонов обрамлены архивольтами, парапеты аркады заполнены мелкими ширинками. На крыше трапезной ближе к основному кубу находится небольшая главка, что свидетельствует о том, что трапезная служила еще и зимним храмом. В этой церкви середины ХУШ столетия сохранились в полной мере все композииционные и декоративные приемы, свойственные ярославскому зодчеству конца ХУП века.» (21)

В настоящее время «главный престол освящен во имя Благовещения Богоматери, придел в алтарной части – во имя Чуда Михаила Архангела в Хонех. В трапезе устроили два придела – во имя Казанской Богоматери (справа) и Николая чудотворца. Все объемы храма украшены росписями. Чтимыми святынями храма являлись икона Казанской Богоматери ХУП века, по преданию, уцелевшая в пожаре, и серебряный крест с 20 частицами мощей святых. Икона Казанской Богоматери дошла до нашего времени, она была отреставрирована в 1999 году. В церкви сохранилась небольшого размера икона Петра и Павла, надпись на которой сообщает, что она была поставлена в память о пожаре 1894 года.

Храм в советское время не закрывался. Ныне он представляет собой редкий образец сельской церкви, простая архитектура и небогатое убранство которой сбережено почти в первозданном виде: это многоярусный резной иконостас, и медные паникадила, и массивные подсвечники, и хоругви, и замечательно сохранившиеся росписи.

Практически все иконы местного и праздничного рядов, как и деискусного чина, находятся под записями Х1Х-ХХ веков, но, по мнению Т.Л.Васильевой, большинство из них совеременно строительству храма. Многие одеты в медные посеребренные ризы прекрасной работы.» (22)

Благодаря тому, что храм не закрывался, были сохранены все колокола. Надпись на самом большом колоколе гласит «отлит в 1751 году весу 30 пудов и 5 фунтов (около 482 кг). Мастер Козьма Мартынов.»

Храм Михаила Архангела отличает от всех норских храмов одна деталь. На колокольне церкви фантазией неизвестного автора изображены башенные часы. Смотрят они на запад и только под определенным углом освящения заходящего солнца видно, что циферблат и стрелки нарисованы золотом, навсегда зстывшие на отметке без 12 двенадцать.

По сведениям местных краеведов, роспись храма Михаила Архангела в конце Х1Х века выполнена норским художником самоучкой Комаренковым В.Д. Записан рассказ его внучки о судьбе деда. (23)

В 1970г были сняты металлические плиты пола и заменены кафельной плиткой.

Подробное описание размещения росписей и икон храма приведено в докладе Скворцова О.М., студента архитектурного отделения ЯГТУ. В 1999г стараниями настоятеля проведены работы по очистке стен храма от копоти. В 2000г произведена побелка храма. (24)

ВЫВОДЫ

Церковь Михаила Архангела в селе Норском основана не позднее 1627г.

Теплая каменная трапеза на месте ветхой или сгоревшей деревянной церкви построена и в ней освящен придел Николая Чудотворца в 1732 году, холодная каменная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Архистратига Михаила построена в 1747 году, освящена в 1748 году.

За все время существования церковь не закрывалась, не перестраивалась, капитальных строительных и реставрационных работ в храме не проводилось.

В настоящее время храм действующий. Храм имеет четыре престола.

Церковь признана памятником архитектуры регионального значения.

Источники и библиография.

Из истории Норской слободы и посада. По архивным материалам.

 

Священники церкви Михаила Архангела в с.Норском

1720-поп Федор Федоров (док.РГАДА)

1737-поп Симеон и поп Андрей (230-13-107)

1740г-Семион Борисов и Андрей Афанасьев (230-13-321)

1742-Семион Борисов и Андрей Афанасьев

1747г-Андрей Афанасьев (230-13-951)

1749г-Андрей Афанасьев и Иван Афанасьев (230-13-1239)

1752-Андрей Афанасьев и Иван Афанасьев

1754г-Андрей Афанасьев 42 лет и Иван Афанасьев

1760-Андрей Афанасьев и Иоанн Афанасьев 47 л (Симеон Борисов жив – ему 87 лет), дьячек Федор Петров 24л-его отец- церковный причетник Петр Матвеев в 1737г по разбору отдан в военную службу.

1765 Иван Афанасьев, Иван Михайлов

1766 – Иоанн Афанасьев, Григорий Иванов

1767 Иван Афанасьев и Григорий Иванов

1769 – Иван Афанасьев, второй половины Ир за этот год нет

1781 – Иван Афанасьев, Федор Петров

1783 – Федор Петров и Алексей Григорьев

1784 - Федор Петров и Алексей Григорьев

1785 Григорий Авраамов, Алексей Григорьев

1791 - Алексей Григорьев, Алексей Федоров

1798 - Алексей Федоров, Алексей Григорьев

1802 – Алексей Федоров 31г. Алексей Григорьев 52л

1809-

1810 – Алексей Федоров 39л. Александр Алексеев 28л

С 1813г- Василий Алексеев Астров(1790-?)(230-1-11244)

1823г – Александр Алексеев 42л и Василий Алексеев 33л(230-1-8625)

1825 – Афанасий Иоаннов24л, Василий Алексеев 35л

1830-Василий Алексеев Астров 40л(с 19.07.1826 г-благочимнный) и Иоанн Андреев

Строкин 49л(230-1-11244)

1835-Василий Алексеев Астров, Иоанн Андреев Строкин

1837 Иоанн Андреев. Василий Алексеев

1838 Иоанн Андреев 57 л, Василий Алексеев 48л

18451-Василий Алексеев Астров 51г(230-3-6)

1844,(и 1845г)г-Флавиан Алексеев Аристов 25л и Иван Андреев Строкин 63(230-2-296)

1855г-Николай Вишерский

1864 – Николай Павлов Вишерский 39л,диакон Николай Родионов 61г.

1876г –Николай Павлов Вишерский 51г, умер до 1890г

1887г – Василий Александров Розов 25л

1890г - Василий Александров Розов(230-24025)

1891г –Василий Розов, староста Иван Потягов(230-5-3521)

1894г - Василий Розов

1897г - Василий Александров Розов, 34л родился в Ростовском уезде, учился в дух.сем. Преподает Закон Божий в начальном народном училище в с.Норском.

С 28.09.1898г –Платон Александрович Розов (родился 18.08.1865г –умер в середине 1930-х?),староста с 1896г-Степан иванович Жирнов.

 

Преображенский

 

Царевский

 

С лета 1941г – Михаил Андреевич Андреев, в 1948 перемещен протоиереем в Переделкино.

1987г –Михаил Перегудов, в июне 1991г крестил в Волге более 2000 человек.

 

Православный календарь