Крещение Господа нашего Иисуса Христа.

19 Января 2024
 

Дорогие братья и сестры!

Поздравляем вас с Праздником Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Напомним вам несколько фактов, касающихся содержания данного праздника.

● Описание события Крещения Иисуса Христа дано у всех четырех евангелистов (Мф.3:13-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21-23; Ин.1:31-34).

● В содержании празднуемого в этот день события усматриваются следующие смысловые аспекты: явление Иисуса как Мессии, принятие Господом Иисусом Христом Крещения, явление Бога как Троицы, выход Иисуса Христа на общественное служение.

● Как сообщает евангелист Лука, Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече с целью принять Крещение, в возрасте лет тридцати, тогда же Он начал Свое служение (Лк.3:23).

● Как следует из Евангелия от Иоанна, Предтеча Господень крестил людей в Вифаваре при Иордане (Ин.1:28). Вифавара́ (ударение на последний слог) — местность на реке Иордан, приблизительно в 10 километрах к северу от впадения реки Иордан в Мертвое море, где находилась переправа (брод) через реку. Считается, что здесь сыны Израилевы вместе с Иисусом Навином перешли Иордан, а Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи.

● Одним из прообразов Крещения в ветхозаветный период стало чудо, связанное с разделением вод Иордана, осуществленное Богом через пророка Елисея: «И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4Цар.2:13-14) (милоть – широкая верхняя одежда). Об этом событии Церковь говорит в тропаре: «Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды».

● Греческим эквивалентом слова «крещение» является слово «βάπτισμα» (баптисма), переданное на славянский, а затем и на русский языки словом «крещение». Его дословным значением является: «погружение».

● Праздник Крещения, или Богоявления, издревле называется также днем Просвещения и праздником светов – от древнего обычая совершать накануне, в навечерие праздника, крещение оглашенных, которое, собственно, и является духовным просвещением.

● Крещение – часто встречающееся изображение в катакомбной живописи. Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение Таинства Крещения. Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.

● Согласно евангельскому рассказу, после Своего Крещения Христос, ведомый Духом Святым, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, ради осуществления которой Он пришел на землю. Там Он был сорок дней искушаем от диавола (Лк.4:1-13).

● До IV века Крещение и Рождество Христово праздновались повсеместно 6 января. Разделение праздников и перенесение даты празднования Рождества Христова на 25 декабря произошло в IV веке.

● Богоявленская вода – вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви великой агиасмой и является великой святыней. При этом Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую, воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя. В Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».

● Традиция совершать крещенские купания не предписывается церковным уставом. Она зародилась в народной среде и не является ни аналогом Таинства Крещения, ни аналогом Таинства Покаяния, никакого очищения от грехов купание в освященных водоемах не несет. 

 

Православный календарь